Главная
Методологические аспекты изучения генетических эффектов иммобилизационного стресса у животных и использования оценки эмоционального стресса у человека в комплексных генетико-токсикологических исследованиях
Опыт проведения генетического мониторинга загрязнения окружающей среды и генетического здоровья населени
Human emotional stress, dioxin blood contents and genetic damage in Chapaevsk town
Оценка адаптивного потенциала человека и перспективы ее использования для прогноза генетических эффектов в системк генетико-гигиенического мониторинга
GENETICAL PREDISPOSITION OF HUMAN STRESS EXPRESSION
Социо - психологическое тестирование
Система формализованной оценки экологической безопасности по состоянию живых объектов

Советуем посмотреть новые статьи по психологиии на Московский психологический журнал



Социо - психологическое тестирование

1. ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ СТРЕССА
Стрессом называется неспецифическая реакция изменения резистентности, развивающаяся в организме животных и человека в ответ на действие факторов различной природы и проявляющаяся комплексно в виде адаптационного синдрома [251]. Стресс-реакция в первую очередь затрагивает нейро-иммуно-эндокринную систему организма и проявляется на всех структурных и функциональных уровнях его организации, поскольку является основным индуктором экскреции нейромедиаторов, гормонов, иммунореактивных соединений и пр. [252]. То есть, стресс запускает практически весь каскад регуляторных биохимических реакций в организме.

Принято различать адаптивный и неадаптивный уровни стресса. Адаптивным называют уровень стресса (стресс-реакции), характерный для нормального функционирования систем адаптации всего организма. В этом случае для организма существует возможность после прекращения нагрузки полностью восстановить свои нормальные параметры. Адаптивный уровень стресса эмоционально проявляется как состояние психологического комфорта. Чрезмерная или длительная стресс-реакция ( неадаптивный уровень стресса или дезадаптация), проявляющаяся, в частности, как психологический дискомфорт, - ассоциируется с напряжением или срывом систем адаптации организма и, в первую очередь, приводит к физиологическим изменениям нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной и пищеварительной систем [253].

Известно также, что стресс вызывает повреждения генетического аппарата половых и соматических клеток животных [254, 255, 256, 136, 257, 115, 258] и соматических клеток человека [116, 117, 121, ] и одновременно является фактором, который может модифицировать чувствительность генома к действию мутагенных факторов окружающей среды [256, 136, 257, 117]. В том случае, когда организм находится в состоянии дезадаптации, чувствительность его генетических структур к действию мутагенных факторов любой природы увеличивается, что может проявляться в увеличении количества генетических повреждений [136,117,259,121,260].

Установлено также, что стресс обладает способностью модифицировать чувствительность организма и к токсическим соединениям. Так, например, в экспериментах на животных показано, что иммунодепрессивные свойства ДДТ усиливаются при действии этого вещества на фоне длительного стресса [261].

С другой стороны, получено экспериментальное доказательство того, что стресс - это самая первая реакция, возникающая у животных при действии низких и даже подпороговых доз химических токсикантов и генотоксикантов [262]. Более того, установлено, что одной из причин стресса у человека может быть токсическое и/или генотоксическое действие комплекса факторов окружающей среды. Так, например, при проведении обследования в г. Чапаевск [263] был выявлен высокий уровень корреляции между содержанием диоксинов в плазме периферической крови доноров и степенью выраженности стресса у тех же людей.

Все изложенное выше послужило основой для включения показателей степени выраженности стресса в систему оценки состояния здоровья людей, контактировавших с отравляющими веществами.

Для всестороннего изучения влияния токсических воздействий на организм человека нами была проведена оценка уровня длительного стресса.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Для проведения обследования было сформировано 2 группы мужчин, имевших разную степень контакта с ОВ:
1. группа "ОВ" - 20 работников предприятий, где возможен профессиональный контакт с ОВ (средний возраст 50 ± 3,3 лет);
2. группа "Контроль" - 18 человек (средний возраст 44 ± 3,1 лет), никогда не имевших профессионального контакта с ОВ
Все люди во время обследования были клинически здоровы.
Проведению психологического тестирования предшествовал сбор объективной информации о доноре (некоторые показатели качества жизни, такие как количество детей в семье, реальный доход на одного члена семьи, условия проживания и пр., а также наличие вредных привычек, наследственных и профессиональных заболеваний), результаты которого фиксировали в карте-интервью (приложение 1).
Оценку степени выраженности стресса проводили при помощи батареи из 4 стандартных психологических опросников (анкет), дающих оценку в баллах. Блок анкет формировали исходя из того, что в зависимости от генотипа, возраста, воспитания или личностных особенностей стресс может проявляться по-разному, например, как психологическая депрессия, аномальная тревожность или переутомление, а также сказываться на межличностных отношениях. Для учета этих особенностей были выбраны следующие психологические тесты:

Анкета 1 - (шкала Холмса-Рея, приложение 2) - определяет уровень психологической депрессии. Бланк теста содержит список 50 событий повседневной жизни, имеющих различную эмоциональную окраску и значимость, каждое из которых оценивается в баллах по 100 балльной шкале. При тестировании респондентам предлагается отметить те из них, которые произошли за последнее время. При обработке результатов определяется сумма баллов, которая соответствует отмеченным событиям. Диапазон адаптивного уровня стресса от 41 до 260 баллов, размах шкалы 0 -1476 баллов [ 264].

Анкета 2 (шкала Тейлор, приложение 3) - направлена на выявление тревожности личности. Бланк теста содержит 50 утверждений, описывающих некоторые особенности самочувствия и психологического состояния человека, и 2 оценки адекватности этих утверждений в терминах "Да" или "Нет". Респондентам предлагается выбрать степень адекватности каждого утверждения на момент тестирования. При обработке полученные ответы сопоставляют с ключом. Диапазон адаптивного уровня тревожности 15 - 33 балла [264]. Тест позволяет определить повышенный (>33 баллов) и пониженный (<15 баллов) уровень тревожности.

Анкета 3 (шкала Экклза, приложение 4) - используется для оценки степени переутомления. Бланк теста содержит 14 утверждений, адекватность которых по отношению к себе респондент должен оценить, используя ответы "Да, Нет, Не знаю". При обработке ответы сопоставляются с ключом. Диапазон адаптивного уровня усталости 3-7 баллов, размах шкалы 0 - 14 баллов [265].

Методика Киселева (приложение 5) используется для выявления некоторых особенностей личности или межличностных отношений. В нашем случае бланк содержал 10 вопросов, касающихся межличностных отношений в быту и на производстве, на каждый из которых респондент должен был дать оценку по 10-балльной шкале. Наилучшая оценка 10 баллов.

Дополнительно каждого донора просили заполнить социологический опросник (приложение 6).

Методики проводили в один прием в порядке, перечисленном выше.
Тестирование проводили до взятия крови. Донорам предъявляли весь блок анкет, которые они должны были заполнить лично в соответствии с инструкциями, указанными вверху бланка каждого теста.

Статистическую обработку данных проводили с использованием стандартных статистических критериев и статистического пакета Microsoft Exscel 7.0 Уровень значимости корреляций определяли по [266].

ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ

Психологическое тестирование осуществляли в соответствии с нормами профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик: с соблюдением принципов конфиденциальности получаемой информации, обеспечения права индивида отказаться от участия в обследовании; информирования индивида об использовании получаемой информации.
Тестирование проводили в отдельном помещении и в отсутствии посторонних.
Для получения сопоставимых результатов психологическое тестирование проводили в условиях, одинаковых для всех групп 15 и 18 мая, а также 23 и 24 июня 2001.
Каждый донор перед началом тестирования получал индивидуальный номер, который при анализе данных использовался как шифр.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ СТРЕССА
Группы доноров были сформированы следующим образом : в группу "ОВ" - входили 20 человек (№№ карт-интервью 3, 8, 9, 11, 14-18, 20, 78, 91-99), в группу "Контроль" - 18 человек (№№ карт-интервью 10,13, 51 - 60, 71-77).
Результаты психологического тестирования, обобщенные по использованным шкалам, приведены в таблице 5.2.
Результаты тестирования позволили выявить индивидуумов с неадаптивным уровнем стресса (выделены в таблице 1 жирным шрифтом).



*) - различия значимы на уровне Р?0,05
Как видно из табл. 5.3, доноры из группы ОВ реже находились в состоянии психологической депрессии, чем представители контрольной группы, но чаще давали низкую оценку своим взаимоотношениям с другими людьми.
Важные сведения о степени выраженности стресса можно получить при оценке доли доноров, находящихся в состоянии адаптивного стресса (психологического комфорта), а также доли респондентов, у которых неадаптивный уровень стресса был выявлен по одной и нескольким шкалам. Эти данные приведены в таблице 5.4.



*) - различия значимы на уровне Р?0,05

Как видно из таблицы 5.4, адаптивный уровень стресса (состояние психологического комфорта) было выявлено у 18,8 % доноров группы "Контроль" и только 10,5 % доноров группы ОВ. Более того, оказалось, что в группе ОВ 5,3 % доноров находились в состоянии неадаптивного стресса, который выявлялся по всем использованным шкалам, в то время как в группе "Контроль" таких доноров не было.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что доноры группы ОВ чаще находились в состоянии стресса, чем респонденты группы "Контроль".
Использование рангового критерия Крускала-Уоллеса при статистической обработке данных психологического тестирования позволило выявить некоторые дополнительные различия. Так, например, доноры из Санкт-Петербурга отличались от москвичей по уровню тревожности и (табл. 5.5, 5.6.




Как видно из табл. 5.5 и 5.6, доноры и контрольной и экспонированной групп в Москве имели более низкую тревожность, чем доноры в Санкт-Петербурге. Кроме того, доноры контрольной группы в Москве были в меньшей степени переутомлены, чем доноры контрольной группы в Санкт-Петербурге и выше оценивали свои отношения с другими людьми.

Таким образом, оценка результатов психологического тестирования показала:
1. в целом в группе ОВ было меньше доноров в состоянии психологического комфорта, чем в контрольной выборке;
2. доноры из Москвы (вне зависимости от экспозиции) имели более низкую тревожность, чем доноры из Санкт-Петербурга.
3. Доноры контрольной группы из Санкт-Петербурга имели более высокую степень переутомления, чем москвичи и ниже оценивали свои отношения с другими людьми.


2. ОЦЕНКА СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГРУЗА
Задачей социологического тестирования в данной работе являлась определение степени влияния социологических факторов на уровень стресса. С этой целью в исследовании использовали специально составленный опросник (приложение 6) который выявлял следующие паттерны:
1. отношение к социальной и социо-политической ситуации в стране;
2. перспективное видение респондентами своего материального положения и сравнение его с текущим состоянием;
3. самооценка степени адаптированности индивида к текущей ситуации и сравнение с реальным положением.
Опросник позволял выявить перспективное видение респондентами своего материального положения и сравнить его с текущим состоянием, сведения о котором содержались в карте интервью.
Опросник составлен таким образом, что варианты выбора ответов располагались в порядке ухудшения ситуации, то есть, выбор № 1 соответствовал наилучшей ситуации. Результаты тестирования оценивали, рассчитывая сумму выборов, которые сделал респондент - минимальные значения соответствовали наилучшей ситуации. Далее обработку результатов проводили, подразделяя все вопросы на 3 категории - вопросы №№ 5,6 и 9 - описывали субъективное восприятие респондентом воздействия социальных факторов, а вопросы №№ 7 и 8 - субъективную оценку адаптации респондента к социальным факторам. Вопросы №№ 1 и 4 - отображали оба параметра, а вопросы №№ 2 и 3 использовали для выявления особенностей социального статуса респондентов.
Оценку степени социальной адаптации проводили, вычитая сумму баллов ответов на вопросы 1, 4, 5, 6, 9 из суммы баллов ответов на вопросы 1, 4, 7, 8. Данные о текущем материальном состоянии индивидов
Социологическое тестирование проводили одновременно с оценкой степени выраженности стресса.
Результаты анализа показали, что давление социального груза воспринималось респондентами по-разному. Так, люди, контактировавшие с ОВ, оценивали его влияние в среднем в 4, 4 ± 0,5 балла, в то время как респонденты из контрольной группы - в 3,3 ± 0,5 балла (Р Ј 0,1).
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о тенденции меньшей адаптированности к социальному грузу у респондентов группы ОВ.

Литература
251. Selye H. Thymus and adrenals in the response of the organism to injuries and intoxocation. British Journal of Experimental Pathology 1936; 17: 234-248
252. Селье Г. На уровне целого организма Москва: Наука, 1972. 121 сс
253. Levi L (Ed) // Emotional Stress. Psychological and physiological reactions. Medical, Industrial and Military implications./ Proceedings of an International Symposium arranged by the Swedish delegation for Applied medical Defence Research. Stolkholm, February 5-6, Stocholm, Forsvasmedicin, 3 (Suppl.2), 1967
254. Беляев К.Д./ Вестник РАМН, 1979, Т. 7, С. 9-14
255. Бородин П.Д. / Генетика, 1987, Т. 23, № 6, 1003 - 1011
256. Ингель Ф.И., Бодягин Д.А., Геворкян Н.М.и др/ Токсикологический вестник, 1995, №3, С.5-9
257. Ингель Ф.И., Геворкян Н.М., Лейтина Б.И. и др. / Бюллетень экспериментальной биологии и медицины, 1993, №9, С.307-309
258. Fischman HK, Kelly DD,/. International Journal of Neuroscience, 1999, V. 1 (4), P. 201-219
259. Ревазова Ю.А., Ингель Ф.И., Хрипач Л.В. и др. / Гигиеническая оценка состояния окружающей среды и здоровья населения в Москве. Ред. Сидоренко Г.И., Москва, 1997, С.48-58
260. Druzhinin V., Ingel F., Revazova J. /Materials of 2nd International Conference on Environmental Mutagens in Human Population, 1995, Prague, August 20-25, Р.3-16
261. Banerjee BD, Koner BC, Ray A, / Environmental Research 1997, V. 74 (1), Р. 43-47
262. Хайцев Н.В, Васильев Г.А., Свиридов В.И. /Медицина труда и промышленная экология, 1997, № 12, С.39-41
263. Ingel F., Platonova V., Katosova L. Human emotional stress, dioxin blood content and genetic damage in Chapaevsk town Chemosphere. 2001 May-Jun; 43(4-7):989-98.
263. Fontana D. // Managing stress. London, 1989
264. Spielberger Ch., Gorsuch R., Lushene.R. // Manual for State-Trate Anxiety Inventory. 1970
265. Ахмеджанов Е.Р. (ред) /Психологические тесты /Москва, Лист, 1997
266. Закс Л. //Статистическое оценивание /Москва, Наука, 1975

Приложение 1
КАРТА-ИНТЕРВЬЮ №
Данные, которые Вы вносите в анкету являются конфиденциальными. Они могут быть использованы только в данном обследовании и не подлежат разглашению.

1. Дата заполнения:
число_____месяц_____год
2. Ф.И.О. (полностью) ____________________________________________
3. Возраст_________(полных лет)
4. Место рождения________________________________________________
5. Сколько лет Вы проживаете в данном городе?
01 меньше 1 года
02 меньше 3 лет
03 3-5 лет
04 более 5 лет
6. Адрес
_________________________________________________________________
(улица, дом, №)
7. Сколько лет проживаете по этому адресу?
01 меньше 1 года
02 меньше 3 лет
03 3-5 лет
04 более 5 лет
8. Где Вы проживали ранее (перечислите названия населенных пунктов, когда) __________________________________________________________
9. В каком доме Вы живете?
01 деревянный
02 кирпичный
03 блочный
04 панельный
10. Жилищные условия:
01 общежитие
02 коммунальная квартира
03 отдельная квартира
04 собственный дом
11. Жилая площадь на 1 человека:
01 меньше 5 м 2
02 меньше 9 м 2
03 9 - 20 м 2
04 больше 20 м 2
12. Высота помещений:
01 2,4 м
02 2,7 м
03 3,0 м
04 больше 3.0 м
13. Среднимесячный доход на одного члена семьи:
01 меньше 100 руб
02 100-200 руб
03 200-400 руб
04 400-600 руб
05 600-800 руб
06 800-1 000 руб
07 1 000 - 2 000руб
08 2 000 - 3 000руб
09 3 000 - 10 000 руб
10 больше 10 000 руб
14. Образование:
01 незаконченное среднее
02 среднее
03 среднее специальное
04 незаконченное высшее
05 высшее
06 ученая степень
15. Место работы
16. Звание
17. Должность
18. Общий стаж работы:
01 1-5 лет
02 5-10 лет
03 10-20 лет
04 больше 20 лет
19. Стаж работы на данном месте:
01 меньше 1 года
02 1-5 лет
03 5-10 лет
04 10-20 лет
05 больше 20 лет
20. С чем Вы контактируете (контактировали) на работе (во время службы в армии), укажите, когда
01 кислоты
02 бензин и смазочные масла
03 анилиновые красители
04 растворители
05 другие органические соединения (какие)
06 металлы (какие)
07 радиоактивное или рентгеновское излучение
08 другие виды излучений (перечислить)
09 радиоактивные изотопы
10 озон
11 шум
12 вибрация
13 электросварка
14 высокая температура
15 низкая температура
16 пыль (какая)
17 компьютер
18 электрические и магнитные поля (частоты, напряженность)
19 вирусные препараты
20 вакцины
21 антибиотики
22 ОВ (перечислить)

21. Сколько лет Вы контактируете с воздействиями, перечисленными в п.20?
01 меньше 1 года
02 1-5 лет
03 5-10 лет
04 10-20 лет
05 больше 20 лет
22. Курите ли Вы?
01 да
02 нет
23. Сколько лет Вы курите?
01 больше 20 лет
02 10-20 лет
03 5-10 лет
04 3-5 лет
05 меньше 3 лет
24. Что Вы курите?
01 трубку
02 папиросы/сигары
03 сигареты
25. Сколько штук в день?
01 курю время от времени, не каждый день
02 до 5 штук в день
03 5-10 штук в день
04 10-20 штук в день
05 больше 20 штук в день
26. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки? Какие?

01 каждый день
02 раз в неделю
03 2-3-раза в месяц
04 раз в месяц
05 реже одного раза в месяц
06 никогда
27. Каково Ваше обычное питание?
01 вегетарианское
02 смешанное
03 другое (какое)
28. Какой Ваш настоящий супружеский статус?
01 женат
02 не женат
03 в разводе
04 формально не разведен, но живу отдельно
05 состою в гражданском браке
06 вдовец
29. Заболевания
01 здоров
02 простудные заболевания
03 аллергические заболевания
04 неврологические заболевания
05 психические заболевания
06 сердечно-сосудистые заболевания
07 заболевания желудочно-кишечного тракта
08 врожденные пороки развития (какие)
09 туберкулез
10 наследственные заболевания (какие)
11 профессиональные заболевания (какие)
12 доброкачественные опухоли (какие)
13 злокачественные опухоли (какие)
30. Количество беременностей у жены
31. Как протекали эти беременности
01 без осложнений
02 с осложнениями. Перечислить.
32. Количество родов у жены
33. Как протекали эти роды
01 без осложнений
02 с осложнениями. Перечислить.
34. Дети рождались
01 в срок
02 недоношенные (срок)
03 переношенные (срок)
35. Количество выкидышей у жены
36. Количество детей в семье
37. Состояние здоровья Ваших детей:
01 здоров(ы)
02 простудные заболевания
03 аллергические заболевания
04 неврологические заболевания
05 психические заболевания
06 сердечно-сосудистые заболевания
07 заболевания желудочно-кишечного тракта
08 врожденные пороки развития (какие)
09 туберкулез
10 наследственные заболевания (какие)
11 доброкачественные опухоли (какие)
12 злокачественные опухоли (какие)
38. Перечислите Ваши заболевания за последние два года., укажите премерные даты.
________________________________________________________________________________
39. Лекарственная терапия за последние 2 года.
_______________________________________________________________________________
40. Рентгеноскопия и флюрография за последние 2 года.

Приложение 2

ИНСТРУКЦИЯ. Отметьте, пожалуйста, те жизненные события, которые произошли с Вами за последнее время.


Смерть мужа (жены)  100
Развод 73
Разлад в супружеской жизни, разрыв 65
Тюремное заключение 63
Смерть близкого родственника 63
Серьезная травма или заболевание 53
Брак 50
Увольнение, потеря работы 47
Примирение и другие перемены в семейной жизни 45
Выход на пенсию 45
Болезнь близкого родственника 44
Беременность 40
Сложности в интимной жизни 39
Рождение ребенка, появление нового члена семьи 39
Перемена места работы 39
Изменение в финансовом состоянии 37
Смерть близкого друга 37
Перевод на другую работу 36
Серьезные разногласия с мужем (женой) 35
Долг более чем 10000 рублей * 31
Срок уплаты долга 30
Перемена в ответственности по месту работы 29
Уход сына или дочери из родного дома 29
Конфликты с родителями мужа (жены) 29
Исключительный личный поступок или достижение 27
Жена (муж) теряет работу или находит новую 26
Поступление в институт или его окончание 26
Перемена в условиях жизни (материальных) 25
Смена привычек 24
Проблемы и конфликты с начальством 23
Изменение рабочего времени или условий работы 20
Смена жилья 20
Перемена школы 20
Смена видов отдыха 19
Приход к религии (уход от нее, перемена церкви) 19
Перемена общественной деятельности 18
Долг менее 10000 рублей* 17
Перемены, связанные со сном и режимом дня 16
Перемены в семье (дальние родственники - смерть), браки, расставания) 15
Перемены в привычном образе питания 15
Отпуск 13
Религиозный праздник 12
Наказанный проступок (штраф за безбилетный проезд) 11

Приложение 3
ИНСТРУКЦИЯ: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и обведите кружком те ответы, которые СОВПАДАЮТ с Вашими представлениями о себе. НАД ВОПРОСАМИ ДОЛГО НЕ ЗАДУМЫВАЙТЕСЬ, ПОСКОЛЬКУ ПРАВИЛЬНЫХ И НЕПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
№ Утверждение Ответ
1 Я могу работать долго, не уставая Да Нет
2 У меня часто бывает тошнота Да Нет
3 С моей нервной системой все в порядке Да Нет
4 У меня редко болит голова Да Нет
5 Во время работы мне приходится сильно напрягаться Да Нет
6 Мне трудно на чем-либо сосредоточиться Да Нет
7 Работа причиняет мне много беспокойства Да Нет
8 Я часто замечаю,что у меня дрожат руки, особенно если я что-то делаю Да Нет
9 Я смущаюся реже других людей Да Нет
10 Нередко у меня бывает расстройство стула Да Нет
11 Возможные неприятности всегда вызывают у меня тревогу Да Нет
12 Я, как правило, не краснею Да Нет
13 Я часто смущаюсь, и мне неприятно, если другие это замечают Да Нет
14 Мне нередко снятся кошмарные сны Да Нет
15 Руки у меня обычно теплые Да Нет
16 Моя потливость усиливается, когда я сильно нервничаю Да Нет
17 У меня, как правило, не бывает одышки Да Нет
18 Сердцебиения меня не беспокоят Да Нет
19 У меня, как правило хороший аппетит Да Нет
20 У меня часто болит живот Да Нет
21 Меня часто беспокоит бессонница Да Нет
22 Сон у меня прерывистый и беспокойный Да Нет
23 Я постоянно тревожусь о том, что мои недостатки станут известны другим Да Нет
24 У меня повышена раздражительность Да Нет
25 Нередко у меня бывают приступы страха Да Нет
26 Чувство страха и тевоги не оставляет меня ни на минуту Да Нет
27 У меня часто бывает чувство напряженности Да Нет
28 Мне хотелось бы быть таким же счастливым, как другие Да Нет
29 Обычно я спокоен и расстроить меня не легко Да Нет
30 Часто бывает так, что я не могу сдержать слез Да Нет
31 У меня часто бывает состояние тревоги Да Нет
32 У меня почти всегда хорошее самочувствие Да Нет
33 Ожидание всегда нервирует меня Да Нет
34 Если я чем-то встревожен, я не могу усидеть на одном месте Да Нет
35 Я не могу заснуть, если что-нибудь тревожит меня Да Нет
36 Мои заботы и трудности настолько велики, что, как мне кажется, я не смогу их преодолеть Да Нет
37 Я часто расстраиваюсь из-за пустяков Да Нет
38 Я считаю себя более смелым, чем другие Да Нет
39 Я очень пуглив Да Нет
40 Иногда я чувствую свою полную беспомощность Да Нет
41 Мои тревоги и опасения часто мешают мне работать Да Нет
42 Состояние моего здоровья беспокоит меня Да Нет
43 Мне всегда трудно взяться за какое-нибудь новое дело Да Нет
44 Мои нервы расстроены очень сильно Да Нет
45 Моя жизнь тяжела Да Нет
46 Я не уверен в своих силах Да Нет
47 Временами я чувствую, что мой конец близок Да Нет
48 Я всегда боюсь встречи с трудностями Да Нет
49 Я уверен в своих силах Да Нет
50 Нередко я ничего не могу сделать со своими чувствами Да Нет

Приложение 4

ИНСТРУКЦИЯ: Пожалуйста, обведите кружком те ответы на вопросы, которые кажутся Вам правильными. Над ответами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
N          Вопрос                Ответы
1 Часто чувствую усталость Да нет не знаю
2 Трудно уснуть Да нет не знаю
3 За ночь просыпаюсь несколько раз да нет не знаю
4 Чувствую постоянную слабость да нет не знаю
5 Чувствую себя в расцвете сил Да нет не знаю
6 Многое не удается да нет не знаю
7 Жизнь заводит в тупик да нет не знаю
8 Половая жизнь по-прежнему приносит удовлетворение Да нет не знаю
9 Мелочи раздражают все сильней да нет не знаю
10 Физически истощен, как подсевшая батарейка да нет не знаю
11 Порою кажется, что лучше умереть да нет не знаю
12 Кажется, что нет больше сил да нет не знаю
13 Настроение подавленное да нет не знаю
14 Каждое утро просыпаюсь с чувством усталости и истощения да нет не знаю

Приложение 5

Бланк опросника по методике Киселева*

ИНСТРУКЦИЯ: Пожалуйста оцените Ваше состояние В НАСТОЯЩИЙ
МОМЕНТ по десятибалльной шкале. Над воросами долго
не задумывайтесь, поскольку верных и неверных ответов
не существует

1. Самочувствие 2. Настроение
3. Желание работать 4. Удовлетворенность работой
5. Отношения с товарищами по работе
6. Отношения с начальством 7. Перспективы
8. Отношения в семье 9. Отношения с детьми
10. Отношения с друзьями

!___!___!___!___!___!___!___!___!___!___!
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

· Все вопросы могут быть заменены

При обработке можно учитывать всю сумму баллов или баллы только по одному или нескольким пунктам


Приложение 6
ИНСТРУКЦИЯ: Пожалуйста выберите из предложенного списка ответы, правильные для Вас и обведите их кружками.
1. Какое настроение характерно для Вас сегодня ? ( выберите одно)
1. Уверенность в будущем
2. Надежды на стабилизацию обстановка
3. Неуверенность в завтрашнем дне
4. Безразличие
5. Ощущение безысходности
6. Затрудняюсь ответить

2. Какие из перечисленных проблем волнуют Вас в наибольшей степени?
(укажите не более 3 проблем) Обведите цифры ответа и обозначьте приоритеты цифрами 1 - 3, начиная с наиболее важного для Вас.
1. Борьба с преступностью
2. Взяточничество и коррупция во власти
3. Социальная защита малоимущих слоев
4. Снижение промышленного производства
5. Безработица
6. Жилищно-коммунальное хозяйство
7. Задержка зарплаты, пенсии, пособий
8. Уровень зарплаты, пенсии, пособий
9. Инфляция, рост цен
10. Засилье импортных товаров
11. Экологические проблемы
12. Престиж России в мире
13. Реформа образования
14. Медицинское обслуживание
15. Организация отдыха
16. Другое (напишите)___________________________________________
3. Что лично для Вас наиболее важно? (выберите не более 5 ответов) Обведите цифры ответа и обозначьте приоритеты цифрами 1 - 5, начиная с наиболее важного для Вас
1. Реализация своих способностей, развитие личности
2. Достижение успехов в работе, службе
3. Повышение образовательного и интеллектуального уровня
4. Хорошие семейные отношения
5. Жить в гармонии с собой и с миром
6. Одобрение и понимание со стороны окружающих
7. Приобретение уверенности в будущем
8. Активная жизненная позиция
9. Личная безопасность
10. Материальное благополучие
11. Вера в бога
12. Интересная работа
13. Здоровье - свое и близких
14. Творчество
15. Духовное развитие
16. Хорошая возможность для отдыха
17. Затрудняюсь ответить
18. Другое (напишите)___________________________________________
4. Как Вы считаете, какие из приведенных ниже высказываний больше соответствуют Вашему нынешнему состоянию? ( выберите одно)
1. Все идет хорошо
2. Не все идет так хорошо, как хотелось бы, но мне удается преодолевать трудности
3. Жизнь очень трудна, но пока еще можно терпеть
4. Терпеть такое бедственное положение уже невозможно
5. Не знаю (затрудняюсь ответить)

5. Оцените, как изменилась Ваша жизнь за последние годы? ( выберите одно)
1. Стала гораздо лучше
2. В целом немного улучшилась
3. Не изменилась
4. В целом несколько ухудшилась
5. Стала гораздо хуже
6. Затрудняюсь ответить

6. Как Вы оцениваете свой уровень жизни в настоящее время? ( выберите одно)
1. Живу в достатке, ни в чем себе не отказываю
2. Живу хорошо
3. Живу от зарплаты до зарплаты
4. Едва свожу концы с концами (практически в нищете)
5. Затрудняюсь ответить

7. Как Вы полагаете, сможете ли Вы и Ваша семья в ближайшие год-два улучшить свое материальное положение? ( выберите одно)
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить

8. Удалось ли Вам найти свое место и адаптироваться к сегодняшней жизни? ( выберите одно)
1. Удалось
2. Отчасти удалось
3. Не удалось
4. Затрудняюсь ответить

9. Как Вы оцениваете социально-политическую ситуацию в Вашем регионе (стране)? ( выберите одно)
1. Обстановка нормальная
2. Есть очаги напряженности
3. Обстановка очень напряженная
4. Регион (страна) на грани социального взрыва
5. Затрудняюсь ответить


 
 
 
 

Для связи с нами пользуйтесь e-mail: genstress@narod.ru
Хостинг от uCoz